Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Развитие государства - это планомерный управляемый процесс направленный на укрепление позиций страны, развитие экономики, достижение качественного изменения социальной сферы, одновременно с сохранением состояния окружающей природной среды и приводящим к улучшению условий жизни населения. В качестве интегрального показателя и главной цели стратегического развития рассматривается повышение качества жизни населения, при этом преобразования в экономической сфере выступают как средства достижения этой цели.
Именно уверенная стратегическая ориентация государства, подкрепленная обоснованной идеей и концепцией развития, а также разработанным планом достижения стратегических ориентиров являются залогом успеха интенсивного укрепления позиций страны и повышения ее конкурентоспособности на мировой арене.
Для российского государства эта проблема особенно актуальна. После распада СССР страна долгое время не могла определить в каком направлении двигаться, чего достигать и какие шаги предпринимать чтобы государство стало уверенно развиваться и благосостояние населения только росло, крепла экономика. Сегодня вектор движения определен, есть понимание целей и задач, сформированы программы, однако вопрос стратегического планирования остается актуальным. В условиях мирового кризиса и изменения восприятия России многими западными странами особенно важно государственно стратегическое планирование обозначить как приоритетную часть работы органов государственного аппарата, как один из ключевых аспектов планирования его работы и отраслевого управления на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
Таким образом, данное исследование является актуальным и значимым.
Задачи исследования заключаются в следующем:
- рассмотреть сущность понятия планирование и стратегическое планирование,
- выявить особенности государственного стратегического планирования в Российской Федерации,
- определить правовую и организационную основы государственного стратегического планирования в Российской Федерации,
- выявить проблемы и направления развития государственного стратегического планирования в Российской Федерации.
Предмет исследования – государственное стратегическое планирование.
Объект исследования – Российская Федерация.
При написании работы мною были использованы такие, основные методы исследования как, аналитический, статистические методы, системный и сравнительный анализ, синтез.
Теоретической основой для выполнения работы послужили нормативно – правовые документы федерального, регионального и муниципального уровней, научная литература по исследуемой проблеме, статистическая отчетность и интернет – источники.
Практическая значимость работы состоит в исследовании методологических аспектовгосударственного стратегического планирования регионов.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРССТВЕННОГО СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
1.1 Сущность и содержание планирования и стратегического планирования
Современными теоретиками и практиками менеджмента дается неоднозначная трактовка взаимосвязи стратегического планирования.
План – это комплекс целевых ориентиров государства и видение его будущего положения. Его разработка относится к категории первоочередных мероприятий по планированию развития государства и является отправной точкой и вектором для реализации последующих шагов по формированию планов развития отраслей народного хозяйства.
Уже на этапе разработке стратегии руководство страны приходит к пониманию какие ресурсы будут необходимы для достижения поставленных целей и задач.
Значение планирования, позволяющего государству решать свои задачи и развиваться в долгосрочной перспективе, резко возросло в последние десятилетия. Ускорение изменений в окружающей среде, изменение и появление новых запросов населения и мирового сообщества, возрастание конкуренции и ряд других причин привели к резкому возрастанию значения именно стратегического управления.
Стратегическое управление – это развернутый план развития государства с указанием принципов, приоритетов, целевых показателей и отраслевой структуры на период от 5 до 30 лет. Важной особенностью государственного стратегического планирования является ориентация системы органов государственного управления на реализацию данного плана .
Для реализации стратегического плана государством выделяется отдельный аспект - развитие региональных образований, которые могут быть определены как конкретное социально-экономический пространство, которое отличается комплексом отличных характеристик и признаков, позволяющих выделить эту территорию в качестве субнациональной подсистемы государства.
В качестве отличительных характеристик рассматривается то, чем конкретный регион отличается от других подобных регионов (состояние экономики, природные условия, состояние экосистемы, состав и движение населения, в том числе трудовых ресурсов, этническое происхождения населения, культурные традиции и историческое прошлое), а признаками являются типичные черты, по которым можно выделить регион или выяснить, есть ли регионом определенная территория (к ним отнесены как обязательные признаки: единство, комплексность, специализация, относительная самостоятельность, действие одного круга нормативно-правовой базы, внутренняя неоднородность, способность к саморазвития, так и желаемые: четкая очерченность границ, управляемость, дееспособность).
На основе стратегии развития государства формируется стратегия развития региона, которая во-многом проецирует ключевые моменты головной стратегии в рамках своей территории.
Таким образом, стратегическое планирование в государстве может реализовываться путем применения широкого круга инструментов и рычагов, которые по характеру воздействия можно разделить на общегосударственные (применяются в равной степени ко всем без исключения регионов) и селективные (применяются избирательно к отдельных регионов, территорий или их групп) .
Селективная региональная политика выборочно влияет на развитие регионов. В этом исследовании термин «селективность» понимается как свойство региональной экономической политики государства, имманентность которой обусловлена неспособностью рынка в тех или иных сегментах рыночной системы.
В современной науке и практике выделяют два типа селективной региональной политики: компенсационную (выравнивающую) и конкурентную (поляризованного развития). Политика поляризованного развития регионов направлена на стимулирование регионов, имеющих высокий социально-экономический потенциал развития с целью максимизации национального дохода и, соответственно, повышения эффективности экономической деятельности.
Целью компенсационной политики является сглаживание межрегиональных асимметрий путем выборочного воздействия на проблемные регионы, то есть обеспечение равномерности регионального развития. Таким образом, выбор соответствующего типа региональной политики зависит от целевого приоритета межрегионального развития - снижение асимметричности развития регионов или рост эффективности национальной экономики в целом.
1.2. Особенности государственного стратегического планирования
Российской стратегии планирования присуще определенное противоречие: с одной стороны, реальная ситуация и законодательно определены цели развития доказывают необходимость использования инструментов конкурентной политики, а с другой – в инструментах и финансовой помощи регионам доминируют цели компенсационной (выравнивающей) политики регионов .
Методологически необоснованное использование инструментов и рычагов этих политик характеризуется рядом негативных моментов, среди которых основными являются:
- формирование дивергентного типа регионального развития (в течение последних десятилетий), наличие субъективных экономических и бюджетных преимуществ в определенных регионов;
- дисбаланс компетенций центра и регионов, гипертрофированное вмешательства органов власти в деятельность региональных и местных хозяйственных общин;
- наличие автаркических тенденций, практики ограничения движения товаров в административных границах регионов, формирования региональных монополий, сращение бизнеса и власти в регионах.
Наряду с этим, особенности стратегического планирования в России доказывают нецелесообразность как отказ от политики компенсационного характера, так и противостояние ее задач с конкурентной политикой государственного регулирования. Стратегия России направлена на интернализацию положительных внешних эффектов за счет финансовых инструментов, а меры конкурентной – в интенсификацию предпринимательской активности и инновационных процессов в регионах, формирование конкурентоспособных в национальном и глобальном пространстве межрегиональных экономических систем. Такой подход позволяет достигать снижения межрегиональной асимметрии путем активизации механизмов пространственного резонансного распространения развития и уменьшения разрыва между «точками роста» и периферийными территориями в макрорегиональном масштабе.
Грамотное и научно обоснованное сочетание положительных элементов государственных и рыночных методов управления региональным пространственным развитием в масштабе экономики страны позволит сформировать синтетическую политику гармонизированного развития регионов.
Все аспекты стратегического планирования основываются на результатах информационного обеспечения, представленных отчетами, аналитическими справками, стратегиями и концепциями, планами развития.
Одним из аспектов государственного стратегического планирования является планирование социально-экономического развития государства и регионов.
Социально-экономическое развитие государства и регионов является приоритетно задачей органов государственной власти и управления, ответственных за обеспечение качества жизни населения территории. В стратегии социально-экономического развития каждого региона, субъекта Российской Федерации обязательно определены задачи социального развития и полномочия органов власти по их реализации.
Социальное развитие включает в себя широкий спектр вопросов, которые можно разделить на несколько больших блоков:
1) обеспечение качества жизни населения за счет:
- предоставление необходимого для нормальной жизнедеятельности человека комплекса социальных услуг,
- обеспечение необходимого уровня прожиточного минимума,
- создание инфраструктурных и институциональных условий для обеспечения качества жизни,
- повышение демографических показателей региона;
2) развитие законодательства, регламентирующего создание и развитие организационно-экономических и социальных механизмов достижения высокого уровня качества жизни:
- разработка новых законов в области обеспечения высокого качества жизни разных категорий населения,
- разработка методов обеспечения соблюдения действующего законодательства по защите социальных прав граждан,
- разработка программ социального развития региона;
3) развитие здравоохранения:
- строительство новых медицинских учреждений,
- повышение качества и доступности медицинского обслуживания населения,
- повышения доступности обеспечения населения необходимым лекарственными препаратами,
- реализация эффективных мероприятий по профилактике заболеваний и оказания необходимой помощи различным категориям населения;
- пропаганда здорового образа жизни населения;
4) развитие культуры и образования:
- строительство новых образовательных учреждений и учреждений культуры,
- осуществление пропаганды значимости хорошего образования и высокого культурного уровня развития человека,
- стимулирование стремления населения к получению новых знаний и участию в наращивании культурного богатства страны и региона,
- финансово-экономическая, правовая и организационная поддержка образовательных и культурных организаций,
- активная работа с молодежью и детьми по формированию их культурно-образовательного уровня развития,
- разработка и реализация программ патриотического воспитания населения;
5) решение проблемы трудовой занятости населения региона:
- создание благоприятных условий для создания новых рабочих мест,
- обеспечение защиты трудовых прав граждан,
- повышение правовой грамотности населения по защите своих трудовых прав,
- обеспечение эффективного взаимодействия работодателей и работников на рынке труда,
- формирование трудовой инфраструктуры;
6) развитие участия общественных институтов и организаций в социальном развитии региона:
- привлечение внимания общественности к социальным проблемам региона и их решению,
- координация деятельности общественных организаций по решению социальных проблем населения,
- формирование механизмов активного взаимодействия региональных органов власти, общественных организаций и населения в решении социальных проблем региона.
Для реализации всех вышеуказанных задач в каждом регионе формируется разветвленная система органов власти и управления, представленная министерствами и ведомствами, комитетами, инспекциями, деятельность которых охватывает все социальные аспекты жизни населения и позволяет обеспечивать их упорядочивание и решать социальные проблемы.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативно – правовые акты
1. Конституция Российской Федерации. М:Юрайт, 2022.
2. Федеральный закон от 28.06.2014 N 172-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «О стратегическом планировании в Российской Федерации» Федеральный закон № 115 «О концессионных соглашениях в Российской Федерации» // ИПО Гарант UPL:http://ivo.garant.ru/#/document/71296018/entry/3:2 (дата обращения 02.11.2022)
Литература
3. Василенко, И.А. Государственное и муниципальное управление: Учебник для бакалавров.- М.:Юрайт, 2019. - 378 с.
4. Ветошкина, М.А. Теоретические аспекты управления информационными ресурсами организации [Текст]/ Современные проблемы управления: материалы всероссийской научно-практической конференции. – Тюмень: РИО ФГБОУ ВПО «ТюмГАСУ», 2018.
5. Государственное предпринимательство в региональной экономике. Учеб.пособ. /Савченко В.Е., - М.: ИНФРА, 2018. 389 с.
6. Государственное регулирование экономической деятельности/ Агапов А., Балэкс М., Грехем К., Коршунова Т и др. М:Юрист, 2018. 531 с.
7. Истомина Н.А. Развитие программно-целевого планирования в субъектах Российской Федерации в 2009-2017 годах // Государственные финансы. – 2019. - №1. – С.39-43
8. Кожевников С.А. Проектное управление как инструмент повышения эффективности деятельности органов государственной исполнительной власти // Вопросы территориального развития. - 2016.- № 5 (35). - С. 2–17
9. Моисеев А.Д., Московцева Л.В., Шурупова А.С. Муниципальное управление. М:Юнити-Дана, 2015.
10. Наумов И.В. Пространственные диспропорции формирования финансового потенциала региональных систем // Журнал экономической теории. — 2020. — Т. 17. — №3. — С. 614-628
11. Парахина В.Н., Галеев Е.В., Ганшина Л.Н. Муниципальное управление. М:Кнорус, 2015.
12. Смирнов М.А. Повышение эффективности реализации государственных программ за счет проектного подхода // Финансы и кредит. 2016. - № 35 (707). - С. 37–48.
13. Рекомендации по реализации проектов государственно-частного партнерствав субъектах Российской Федерации. М.:Центрразвития ГЧП, 2020. 387 с.
14. Шаш Н.Н. Управление эффективностью государственных программ: методологические основы разработки программного бюджета // Управленец. - 2015. № 1. - С. 4–15.
Электронные ресурсы
15. Зайцев В.Е. Современный этап развития программно-целевого управления в России // Государственное управление. Электронный вестник. 2017. №65. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennyy-etap-razvitiya-programmno-tselevogo-upravleniya-v-rossii (дата обращения: 22.02.2020).
16. Хамирзова С.К., Кумпилова А.Р. Особенности процессов регионального развития и управления на современном этапе // Новые технологии. 2017. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-protsessov-regionalnogo-razvitiya-i-upravleniya-na-sovremennom-etape (дата обращения: 18.03.2021).
17. Копытова Е.Д. Современные методы в управлении развитием территории: анализ российского опыта // Вопросы территориального развития. 2018. №2 (42). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-metody-v-upravlenii-razvitiem-territoriy-analiz-rossiyskogo-opyta (дата обращения: 18.10.2020).
18. Росстат 2021 // www.rosstat.ru(дата обращения: 18.10.2020)